Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа «Живопись»
Пояснительная записка к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе «Живопись»
I. Общие положения.
1.Настоящая программа разработана на основании приказа от 13.12.2011 Министерства культуры Российской Федерации об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе
В соответствии с пунктом 91 статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163; № 28, ст. 2892; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 21; № 7, ст. 838; № 17, ст. 1932; № 30, ст. 3808; № 43, ст. 5084; № 44, ст. 5280; № 49, ст. 6068, 6069, 6070; 2009, № 7, ст. 786, 787; № 52, ст. 6441, 6450; 2010, № 19, ст. 2291; № 46, ст. 5918; 2011, № 6, ст. 793; № 23, ст. 3261; № 27, ст. 3871; № 27, ст. 3880; № 30 (ч. 1), ст. 4590; № 41 (ч. 1), ст. 5636.)
1.2. Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
1.3. Программа «Живопись» обеспечивает сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. Программа «Живопись» ориентирована на:
воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с одиннадцати до тринадцати лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, увеличен на один год.
1.6. БОУ ДО «ДХШ № 2» г. Омска (далее – Школа) имеет право реализовывать программу «Живопись» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.7. При приеме на обучение по программе «Живопись» Школа проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественной деятельности. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную художественную работу.
1.8. Освоение обучающимися программы «Живопись», разработанной Школой на основании ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.
II. Используемые Сокращения
В пояснительной записке используются следующие сокращения:
программа «Живопись» – дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись»;
ОП – образовательная программа;
ОУ – образовательное учреждение;
ФГТ – федеральные государственные требования.
III. Требования к минимуму содержания программы «Живопись»
3.1. Минимум содержания программы «Живопись» обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП художественно-творческих и теоретических знаний, умений и навыков.
3.2. Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области художественного творчества:
- знания терминологии изобразительного искусства;
- умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
- навыков анализа цветового строя произведений живописи;
- навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
- навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
- навыков подготовки работ к экспозиции;
в области пленэрных занятий:
- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;
- умения применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция»;
в области истории искусств:
- знания основных этапов развития изобразительного искусства;
- умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;
- первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
3.3. Результатом освоения программы «Живопись» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области живописи:
- знания классического художественного наследия, художественных школ;
- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;
- умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка и живописи;
- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
в области пленэрных занятий:
- знания о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
- умения передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умения сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыков техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей;
в области истории искусств:
- знания основных произведений изобразительного искусства;
- умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их с определенной эпохой и стилем;
- навыков восприятия современного искусства.
IV. Условия реализации программы «Живопись» в Школе.
С целью эстетического воспитания и художественного становления личности Школа создает комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного управления ОУ.
4.1. Продолжительность учебных занятий.
При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет с дополнительным годом продолжительность учебных занятий в учебном году с составляет 33 недели.
4.2. Каникулы.
Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
4.3. Пленэрные занятия.
Занятия пленэром могут проводиться в течение одной недели в июне месяце и рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год.
4.4. Численность групп.
Учебные предметы учебного плана осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек) и групповых занятий (численностью от 11 человек).
4.5. Контроль успеваемости и аттестация.
Оценка качества реализации ОП включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости в Школе используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебно-творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных занятий, зачетов. Контрольные занятия и зачеты могут проходить в виде выполнения творческих работ, письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
4.6. Итоговая аттестация.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Композиция станковая;
2) История изобразительного искусства.
По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
знание основных художественных школ, исторических периодов развития изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
знание профессиональной терминологии, основных работ мастеров изобразительного искусства;
знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;
умение использовать средства живописи и рисунка, их изобразительно-выразительные возможности;
навыки последовательного осуществления работы по композиции;
наличие кругозора в области изобразительного искусства.